Основные свойства олова – это пластичный, не токсичный металл, что важно при нанесении оловянного покрытия на изделия, которые могут контактировать с живыми организмами.
Покрытия на основе чистого олова подвержены достаточно быстрому окислению, по этой причине временной диапазон использования олова под пайку ограничен. Иногда он исчисляется несколькими неделями.
Со временем, на поверхности оловянных покрытий появляются кристаллические образования, визуально похожие на нити. Причина данного эффекта до конца не изучена, но разрастание и увеличение размеров этих нитей может приводить к короткому замыканию электрических контактов в электронных устройствах. Для предотвращения таких эффектов, вместо чистого олова наносят его сплавы, в частности, олово-висмут или олово-свинец.
Ещё одной особенностью чистого олова является склонность при низких температурах (ниже 40 С) переходить из кристаллического в аморфное состояние - т.н. серое олово, которое сильно отличается от белого свойствами и внешним видом. Данный эффект также ивестен как «оловянная чума», так как контакт кристаллического олова с аморфным приводит к переходу первого также в аморфное состояние.
Оловянное покрытие обладает хорошим сцеплением с основным металлом, эластичностью, выдерживает изгиб, вытяжку, развальцовку, штамповку, прессовую посадку, хорошо сохраняется при свинчивании, герметизирует резьбовые соединения.
Блестящее оловяное покрытие беспористо при толщине слоя больше 5 мкм (матовое покрытие оловом является пористым). Пористость покрытий с толщиной до 5 мкм может быть снижена оплавлением.
Основные области применения
Нанесение олова или его сплава чаще всего применяется для:
- обеспечения паяемости. Особенно актуально для сплавов олово-свинец и олово-висмут, которые позволяют сохранять активность к пайке длительное время.
- повышения электропроводности. В том числе и для обеспечения качественного электрического контакта между разнородными металлами.
- защиты от коррозии.
- антифрикционных целей. Нанесение олова широко используется в двигателях внутренного сгорания, узлах и деталях, подверженных сильным динамическим нагрузкам и склонным к задирам, покрытие в этих случаях обеспечивает твёрдую смазку поверхностей, обеспечивает прирабатывание сопряженных деталей узла и отсутствие задиров (микросхватывания)