С полной уверенностью можно сказать, что цинк является самым применяемым металлом для защиты от коррозии самого распространенного конструкционного металла – стали.
Цинковые покрытия защищают сталь как механически, не допуская доступа окружающей среды, так и электрохимически в местах повреждения покрытий и в порах, под воздействием влаги в которых цинк со сталью образует так называемую гальваническую пару. Во влажной атмосфере в порах покрытия идет процесс электрохимической коррозии. Цинк выполняет функцию «жертвенного» покрытия и окисляется, железо при этом находится под защитой и не корродирует, но ровно до тех пор, пока на поверхности остаётся цинковое покрытие.
Электролитические цинковые покрытия, как правило, без финишной обработки не применяются. Под финишной обработкой подразумевается создание на поверхности цинка конверсионных пленок (т.е. это защитные покрытия, которые образуются на поверхности цинка химическим путем):
1. Хроматных – это конверсионные пленки на основе соединений шестивалентного хрома. После выдержки в таком растворе, данное покрытие обретает гидрофобность, стойкость к абразивному воздействию, а также приобретает важное качество – способность к «самозалечиванию» - суть которого заключается в том, что при появлении небольших поверхностных повреждений пленки, растворимые соединения хрома под слоем влаги взаимодействуют с цинком и хроматная пленка частично восстанавливается.
2. Фосфатных – это конверсионные покрытия на основе соединений растворов солей фосфорной кислоты.
Достижения современной науки в области электроосаждения цинка сделали возможным получать ярко-блестящие покрытия, с различной цветовой гаммой, что добавляет декоративную функцию к покрытию, помимо защитной.
Цинковые покрытия наносят с целью:
1. Защиты от атмосферной коррозии деталей машин и различных металлических изделий
2. Улучшения внешнего вида
3. Предотвращения контактной коррозии в соединениях деталей из черных металлов с деталями из алюминия и его сплавов.
4. Для защиты от коррозии резьбовых деталей
Толщина цинковых покрытий регламентируется в зависимости от назначения, условий и срока эксплуатации в соответствии с ГОСТ 9.303-84 и колеблется в широких пределах – от 3 до 40 мкм.